IDDQD - Команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить.
Стругацкие задумывали эту повесть как антиутопию. Получилось почти пророчество. Общество победившего гедонизма, где основная цель жизни - это получение новых ощущений и удовольствий для себя любимого. Книги? Зачем! Книги не нужны! Подавай к столу острые ощущения, много острых ощущений, зачастую несовместимых с жизнью (если ты экстремал рыбарь), или смакуй процесс публичного уничтожения произведения искусства (если ты "меценат"). Или просто накачивайся новомодными коктейлями и забывался вместе со всеми на рейв-пати дрожке - такой способ ночеперепровождения сейчас в моде, а главное (как утверждают ученые) - совершенно безопасен и (!!!) даже полезен. Никаких законов, ограничивающих твою возможность получения удовольствий. Пей, дерись, ..., гм, сношайся, кути, балуй себя изысканными или очень экзотическими блюдами! Ведь жизнь скучна. Четыре часа работы в день - это муторно, это скучно. Что делать после то? А сходил к рыбарям - и героем себя ощущаешь. А если всего этого не хватает, чтобы оторваться от действительности, забыться, и прочее - тогда да, тогда еще есть СЛЕГ. Ооооо! Это не прилично, это почти запретно и вульгарно. Об этом все знают, но предпочитают не говорить и не обсуждать. Но это вызывает зависимость. Но зато - это полный улет. Главное - не думать. Главное - удовлетворять свои собственные потребности, уж какие есть. Да.

читать дальше

@темы: Читаем, Размыслительное, Отзвы

Комментарии
15.02.2011 в 11:25

Рыцарь со страхом и упрёком. // NULLA DIES SINE DIEI IRAE // N'Ayez pas peur de soufrir le futur nous attend. // Утка подгорает!
У Бредберри гедонизма, как такового, нету. В-романе за кадром начинается ядерная война. А в армии гедонизма быть не может. ИМХО, Бредберри показал эрзац гедонизма, который власти пытаются выдать за настоящий.
А у Стругацких в произведениях слишком много внутренних структурных противоречий. Тот гедонизм можно трактовать как осложнение массового посттравматического расстройства после нехилой войны.
15.02.2011 в 11:30

IDDQD - Команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить.
У Бредберри гедонизма, как такового, нету.
Не согласен. Есть. Область интересов показанных членов общества, диалоги и прочее и у Стругацких и у Бредбери совпадают. Девизы, вообщем то, тоже.

Эрзац гедонизма - у Оурелла. Вот там да. Двоемыслие рулит, пролы, государство, находящееся в состоянии постоянной войны и всё такое. А тут - нет.

Тот гедонизм можно трактовать как осложнение массового посттравматического расстройства после нехилой войны.
В том то и дело, что нет. Конфликт строится на том, что изобилие (в плане времени, ресурсов и т. п.) уже достигнуто, а вот понимание - на что их тратить, не везде появилось/не воспитано. Вот и получается - спуск всего и вся в унитаз, и придумывание всё более изощрённых средств утилизации ресурсов на себя любимых.
15.02.2011 в 12:12

Рыцарь со страхом и упрёком. // NULLA DIES SINE DIEI IRAE // N'Ayez pas peur de soufrir le futur nous attend. // Утка подгорает!
В "Хищных вещах" старшее поколение как раз помнит войну. Даже Жилин... Не говоря уже о Буббе. Гедонизм - это попытка заесть память о войне. Эту память так просто не подавить.
Девизы у Стругацких и Бредберри, может, и совпадают. Но целеполагание за девизами разное. Не надо недооценивать моральные травмы войны.
15.02.2011 в 13:04

IDDQD - Команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить.
В "Хищных вещах" старшее поколение как раз помнит войну. Даже Жилин... Не говоря уже о Буббе. Гедонизм - это попытка заесть память о войне. Эту память так просто не подавить.
Ну, если бы было всё так просто.... Стругацкие фокус делают совсем на другом. Война - да, она была. Но не в ней главное. Главное - в сути человека. У нас сейчас что - от "послевоенных травм" цветут и пахнут сверх-экстремальные виды развлечений? Почитай вчерашние новости - от какой войны те двое студентов, которые решили покататься на крыше вагона в метро, заедали память? А может быть им элементарно нечем было себя занять, а тут - такая развлекуха! А расколбас на дискотеках? Разврат и наркота в ночных и не только клубах? Тоже память войны заедается? Или, всё таки, сказывается отсутствие какого-либо целеполагания вообще?

В том то вся и фишка, что не стоит что-то пытаться объяснить сложными вещами, когда можно объяснить просто. Об этом в "Хищных вещах" говорится почти прямым текстом.
15.02.2011 в 14:09

Рыцарь со страхом и упрёком. // NULLA DIES SINE DIEI IRAE // N'Ayez pas peur de soufrir le futur nous attend. // Утка подгорает!
Студенты - просто в пределах стат.погрешности для идиотов. Расколбас на дискотеках... Это принцип - отрывайся, пока молодой. Это именно от неуверенности в завтрашнем дне. Вот меня, например, иногда гложет зависть к дискотечным тусовщикам. Этот опыт я не могу позволить чисто по физиологическим причинам. Есть анекдот: - святой отец, правильно ли я живу?
- Правильно, сын-мой, но зря.
15.02.2011 в 14:12

IDDQD - Команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить.
Студенты - просто в пределах стат.погрешности для идиотов. Расколбас на дискотеках... Это принцип - отрывайся, пока молодой.
Т. е. ты уверен, что не будь в этом мире войны - всего этого не было бы? Все (как и остальная часть прогрессивного человечества) семимильными шагами двигались бы в светлое коммунистическое будущее?
15.02.2011 в 15:08

Рыцарь со страхом и упрёком. // NULLA DIES SINE DIEI IRAE // N'Ayez pas peur de soufrir le futur nous attend. // Утка подгорает!
Не будь войны - двигались бы гораздо быстрее. Каков у нас материальный ущерб от Мировых войн? А людские потери? В мировом масштабе. Во вьетнамской войне погибло 14 % населения Вьетнама.
Я не фанат коммунизма - все нынешние тенденции потребления происходят именно из-за несостоятельности коммунистической идеологии и разочарования в ней.
Уверенность в завтрашнем дне - это, как раз, отсутствие войн в обозримых прошлом и будущем. Сейчас, де-факто, идёт война. Вялотекущая. Домодедово тому пример...
15.02.2011 в 15:24

IDDQD - Команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить.
Не будь войны - двигались бы гораздо быстрее. Каков у нас материальный ущерб от Мировых войн? А людские потери? В мировом масштабе. Во вьетнамской войне погибло 14 % населения Вьетнама. Я не фанат коммунизма - все нынешние тенденции потребления происходят именно из-за несостоятельности коммунистической идеологии и разочарования в ней. Уверенность в завтрашнем дне - это, как раз, отсутствие войн в обозримых прошлом и будущем. Сейчас, де-факто, идёт война. Вялотекущая. Домодедово тому пример...
Ты, оказывается, ещё больший оптимист, чем я. :)

Но на счёт тенденций потребления - не согласен. Если бы это было исключительно продуктом несостоятельности коммунистического строя, то таких вещей, как "О, этот дивный новый мир" Хаксли просто не возникло бы - это раз, а во-вторых, культ потребления специфичен именно для капиталистического строя, потому что, по сути, является его двигателем.
15.02.2011 в 16:01

Рыцарь со страхом и упрёком. // NULLA DIES SINE DIEI IRAE // N'Ayez pas peur de soufrir le futur nous attend. // Утка подгорает!
Я несколько неправильно выразился. Потребление - это движущая сила капитализма. Но крах реализации коммунистической идеи послужил катализатором идеологии потребления. То, что так долго ограничивалось силой и осуждалось, стало привлекательным, ибо ограничивающая идеология не смогла предложить ничего равнозначного взамен. Да и коммунизм ничуть не реальнее утопии Мора. Это напоминает попытку пострить космический корабль из древесины и ткани... Можно даже внешний вид воспроизвести, но не полетит.