Перечитал. Наверное, уже в четвёртый раз (или третий?). Не суть важно.
Как и во всех предыдущих случаях впечатление иное. Но, что интересно, сейчас - несколько более слабое, чем в предыдущие разы. Даже ключевой диалог с Будахом предстал для меня своей другой гранью. Не сутью, а формой. На протяжении всего произведения братья противопоставляют психологию средневековой психологии "людей полдня". И в этой сцене противопоставление достигает апогея. Учёный муж, один из лучших умов своего времени спокойно кушает после всего того, что видел и слышал в "Весёлой башне". Румате же кусок в горло не идёт, при том условии, что он прожил в этой среде уже много лет.
Про множество аспектов поднятой проблемы тут расписывать, наверное, не буду. Вывод то прост - нечего было соваться. Экспериментаторы, блин. Историки. Но при этом прочтении для меня открылся ранее незамеченный аспект истории. А именно - что же именно произошло с Антоном-Руматой, и на чём делается акцент на последних страницах. Не смотря на то, что люди жили на планете (и в этих государствах) уже в течении длительного времени, что их образ жизни там мало чем отличался от образа жизни рядовых членов (иначе бы они слишком выделялись на общем фоне), было одно, очень важное и ключевое отличие. Они не убивали. Это претило их природе. Это то, через что они никогда не преступали. В мире "Полдня" это стало давно отпавшим атавизмом в психологии людей. И Братья настойчиво это подчёркивают на протяжении всего произведения. С самого начала (когда Антон, ещё подростком играет с Пашкой в "Вильгельма Теля" и пускает стрелу много выше цели), потом в диалогах и внутренних монологах героев. И в финале. Анка, старая подруга Антона, его испугалась. Потому что он смог, он преступил этот внутренний запрет, пусть даже в состоянии аффекта, и тем самым сделал себя другим, человеком из другого времени. Фашистом, прикованным к пулемёту.